ГлавнаяАрхив2018 год, выпуск №4 → ШИЗОТИПИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ: РАСШИРЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ И ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ШИЗОТИПИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ: РАСШИРЕННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ И ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А.В. Меринов1, А.Ю. Алексеева1, Я. Стойнич2 _____________________________________________________________________________

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»,
Рязань, Российская Федерация (1)
Мариборский университет, Марибор, Словения (2) _____________________________________________________________________________

Введение. Диагноз шизотипическое расстройство остается настораживающим нозологическим феноменом для многих специалистов. Уровень адаптации лиц с данным расстройством нуждается в дальнейшем изучении, особенно в плане получения высшего образования.
Цель. Изучить распространенность данного расстройства среди девушек, обучающихся в высших учебных заведениях. Выявить статистически значимые отличия личностных особенностей, склонности к профессиональному выгоранию и аутоагрессивных паттернов между группами девушек имеющих и не имеющих шизотипическое расстройство.
Материалы и методы. Опросники SPQ, TCI-125, MBI, а также, авторский опросник, касающийся ряда личностных характеристик, заполнили 381 испытуемая. Шизотипическое расстройство, согласно тесту SPQ было выявлено у 41 девушки, соответственно в группу контроля вошли 50 девушек, не имеющих данное расстройство. Статистический анализ и обработка данных проводилась посредством параметрических и непараметрических методов математической статистики.
Результаты. Распространенность по данным нашего исследования составляет 10,7%. У респондентов не было выявлено большего количества душевнобольных родственников, но, они чаще обращались за помощью к специалистам в области психического здоровья (29,2% против 10% у группы контроля, p=0,018). Лица с шизотипическим расстройством достоверно чаще обнаруживают у себя суицидальные мысли (60,9% против 18%, p˂0,000) и чувство безысходности (80,4% против 38%, p˂0,000). Единым количественным показателем на основе параметров синдрома выгорания является интегральный индекс, и его значение больше у лиц в исследуемой нами группе (0,56 по сравнению с 0,46, p˂0,000).
Выводы. Изучаемая группа в большей степени подвержена профессиональному выгоранию и обладает существенным аутоагрессивным потенциалом, что, безусловно, представляет практический интерес для суицидологической службы, HR-менеджмента и организации здравоохранения.
Ключевые слова: шизотипическое расстройство, аутоагрессия, профессиональное выгорание.

2018 год, выпуск №4
Оригинальные статьи
Читать статью (pdf) →
DOI: 10.23888/HMJ201864477-483
Для цитирования: Меринов А.В., Алексеева А.Ю., Стойнич Я. Шизотипическое расстройство у обучающихся в вузе: расширенная клиниче-ская и личностно-психологическая характеристики // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, №4. С. 477-483. doi:10.23888/ HMJ201864477-483
Merinov AV, Alekseeva AYu, Stojnič J. Schizotypal disorder in university students: extended clinical, personality and psy-chological characteristics. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2018;6(4):477-83. doi:10.23888/HMJ2