ГлавнаяАрхив2017 год, выпуск №1 → ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ

А.Г. ФАУСТОВА
 
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова,  ул. Высоковольтная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

Симуляционное обучение – необходимый элемент в системе современного среднего и высшего медицинского образования. Однако данная методика обладает рядом специфических особенностей, ставит перед студентами неординарные задачи, требует большей отдачи. Каждая симуляция представляет собой публичную ситуацию оценки имеющихся знаний и сформированных умений. Потребность в достижении и необходимость проявить себя с лучшей стороны могут провоцировать у обучающихся тревожность, неуверенность в себе, психоэмоциональный стресс. В статье представлены результаты пилотного проекта, посвященного разработке модели психологического сопровождения студентов, обучающихся на базе симуляционного центра. Из общей выборки данного эмпирического исследования 69 испытуемых (53 девушки, 16 юношей) предоставили экспериментальные данные для оценки изменений в уровне выраженности уверенности в себе по итогам освоения курса «Основы симуляционной медицины». С помощью непараметрического критерия Вилкоксона было показано, что различия в показателях уверенности в себе до начала занятий и после завершения курса значимо не отличаются друг от друга. В ходе теоретического анализа были обозначены психологические трудности, которые могут возникать при работе с симуляторами, и подобраны соответствующие техники их преодоления. Эмпирическое исследование позволило описать психологические особенности личности студентов, впервые приступивших к занятиям в симуляционном центре. Необходимо отметить, что психологическое сопровождение студентов, направленное на снижение уровня ситуативной тревожности, актуализацию уверенности в себе и проработку негативных эмоциональных переживаний, способствует своевременной адаптации и оптимальному «вхождению» в систему симуляционного обучения. Роль психолога состоит в том, чтобы сформировать психологическую готовность и максимизировать вовлеченность в процесс симуляции. Указанные факторы в значительной степени обуславливают позитивные результаты освоения и отработки практических навыков и умений. Ключевые слова: медицинское образование, симуляционное обучение, психологические сопровождение, психологический тренинг.

2017 год, выпуск №1
Неврология, клиническая психология, психиатрия, наркология
Читать статью (pdf) →
DOI:
Для цитирования: