В. Э. Тихонов1, В. М. Гринин2, А. В. Севбитов2, С. И. Калиновский1, А. У. Магомадова1, А. А. Олейников1*
______________________________________________________________________________________________________
1 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
2 Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва, Российская Федерация
______________________________________________________________________________________________________
Введение. На сегодняшний день не все группы детского населения могут получить ортодонтическую помощь в полном объеме. Это характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения психического и нейромоторного развития. Для обеспечения оптимального качества ортодонтической помощи в данных случаях необходимо привлечение смежных специалистов, наличие современного оборудования, психологическая готовность врача работать с детьми. Совокупность этих условий позволит полноценно оказывать ортодонтическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель. Изучить особенности оказания ортодонтической помощи детям с различным уровнем соматического здоровья.
Материалы и методы. Было проведено ортодонтическое лечение 50 детей в возрасте от 7 до 16 лет. Пациенты были разделены на 3 группы исходя из общесоматического статуса здоровья: дети, имеющие аномалии положения зубов и прикуса, без отягощающей патологии; дети, имеющие аномалии положения зубов и прикуса, отягощенные нарушениями со стороны дыхательной, опорно-двигательной и других систем; дети с ограниченными возможностями здоровья. Затем осуществлялось распределение пациентов по типам зубочелюстных аномалий. Ортодонтическое лечение пациентов из II группы начинали после консультации с профильными специалистами. Пациенты из III группы имели заключение об основном заболевании и направлялись на консультацию к смежным специалистам при необходимости.
Результаты. Лечение пациентов I группы проходило без особенностей. Для коррекции зубочелюстных аномалий использовалась съемная и несъемная аппаратура. Во всех случаях был получен удовлетворительный результат лечения. При лечении пациентов II группы было необходимо устранить сопутствующую патологию. Были рекомендованы лечебные мероприятия, направленные на восстановление естественного дыхания, нормализацию функции опорно-двигательного аппарата. В результате коррекция аномалий зубочелюстной системы произошла в 17 случаях. В 3 случаях не удалось добиться коррекции дистального прикуса из-за позднего начала лечения. У 1 пациента не удалось восстановить функцию дыхательной системы. В 3 случаях функционирование опорно-двигательной системы было скорректировано не полностью, что требует дальнейшего наблюдения. Невозможность восстановления функции дыхательной системы повлияла на результат лечения у 1 пациента. Лечение детей из III группы вызывает наибольшую сложность. Достигнуть хорошего клинического результата удалось в 3 случаях, а в остальных произошло улучшение имеющейся патологии, но в силу особенностей психического состояния детей полноценно завершить лечение невозможно.
Выводы. Был разработан эффективный алгоритм оказания ортодонтической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Перед проведением лечения необходимо провести коррекцию сопутствующей патологии с привлечением смежных специалистов. Рекомендовано использовать простые аппараты с хорошей фиксацией в полости рта. Полученные положительные изменения стоматологического статуса позволяют в дальнейшем достичь улучшения общего состояния здоровья.
Ключевые слова: зубочелюстные аномалии; ортодонтическая коррекция; оральная патология; доступность медицинского лечения; нейросенсорная тугоухость; тригоноцефалия; низкий рост; задержка психомоторного развития; детский церебральный паралич
2023 год, выпуск №4
Оригинальное исследование
Читать статью (pdf) →
DOI: 10.23888/HMJ2023114474-482
Для цитирования:
Тихонов В. Э., Гринин В. М., Севбитов А. В., Калиновский С. И., Магомадова А. У., Олейников А. А. Особенности оказания ортодонтической помощи детям с различным уровнем соматического здоровья // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2023. Т. 11, № 4. С. 474–482. https://doi.org/10.23888/HMJ2023114474-482