А. В. Соколовская, О. В. Казаева, А. О. Силкина
____________________________________________________________________________________________
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
____________________________________________________________________________________________
АННОТАЦИЯ
Введение. Современная система среднего профессионального образования (СПО) довольно популярна среди абитуриентов, а рабочие профессии становятся осознанным выбором молодого поколения и своего рода гарантом успешного старта карьеры. Это стало возможным благодаря перспективному подходу Министерства просвещения России к решению данной проблемы. В числе эффективных решений программно-целевого подхода — демонстрационный экзамен как независимая оценка практических навыков студентов и выпускников СПО, профориентационные проекты для школьников, открытые онлайн-уроки, международные, национальные чемпионаты и конкурсы по профессиональному мастерству. В последние годы значительные изменения коснулись и инфраструктуры образовательных учреждений. Современные колледжи и техникумы должны стать передовыми площадками, отражающими вызовы времени. В связи с этим, Министерством просвещения России разработаны перспективные направления развития системы среднего профессионального образования: - постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, развитием технологий; - формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, обеспечивающего гибкое реагирование на социально-экономические изменения, гармонизация результатов образования и обучения с требованиями в сфере труда; - повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке рабочих (служащих) и специалистов среднего звена; - приведение квалификации руководящего и преподавательского состава колледжей в соответствие современным требованиям к кадрам; - развитие профессиональной соревновательности в системе среднего профессионального образования для повышения эффективности образовательной и проектной деятельности. Реализация этих направлений потребует особого внимания к состоянию здоровья подростков, так как профессиональное образование является ключевым звеном в переходе от детства к самостоятельной активной жизни и характеризуется значимыми особенностями деятельности, которые оказывают на человека как положительное развивающее влияние, так и некоторое негативное, связанное со сложностью адаптации вчерашних школьников к факторам производственной среды и новым реалиям самостоятельной жизни.
Заключение. Можно заключить, что подростки, обучающиеся в системе СПО, представляют собой особую социальную группу населения, объединенную определенными возрастными границами, физиолого-гигиеническими особенностями, интенсивным умственным трудом в процессе профессионального обучения, освоением производственного процесса, образом жизни. Поэтому, в планируемых и проводимых научно-исследовательских работах необходимо уделить особое внимание проблеме формирования не только компетентных в профессиональном плане специалистов, способных выдержать жесткую конкуренцию на современном рынке труда, но и здоровых в психическом и физическом плане личностей.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; факторы риска; здоровье абитуриентов; подростки; адаптация
2022 год, выпуск №1
Научный обзор
Читать статью (pdf) →
DOI: https://doi.org/10.23888/HMJ2022101113-122
Для цитирования:
Соколовская А. В., Казаева О. В., Силкина А. О. Факторы риска здоровью обучающихся в условиях реформирования системы среднего профессионального образования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2022. Т. 10, № 1. С. 113–122. https://doi.org/10.23888/HMJ2022101113-122.