Г.И. Стунеева, О.В. Казаева
____________________________________________________________________________________________________
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань, Российская Федерация
____________________________________________________________________________________________________
Введение. В работе представлены результаты скрининг-анкетирования, а также данные комплексной гигиенической оценки режима школьников дня по хронометражным листам.
Цель. Выявить ранние жалобы среди школьников на основании их субъективных ощущений; провести гигиеническую оценку режима дня.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 134 школьника 7-8 классов общеобразовательных школ. Подросткам предлагалось ответить на 30 вопросов унифицированной анкеты, разделенных на 7 групп, изучающих состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, аллергологического статуса и психологической удовлетворенности школьников.
Результаты. Максимальное количество жалоб отмечалось со стороны нервной системы и желудочно-кишечного тракта. На третьем месте оказались жалобы со стороны органов дыхания. Почти половина школьников жаловались на аллергические проявления и нарушения сердечно-сосудистой системы. Минимальное количество жалоб пришлось на мочеполовую систему. Наименее удовлетворены ученики питанием в школе и своими успехами в учебе. Практически все полностью удовлетворены своими родителями, учениками, сверстниками, жилищно-бытовыми условиями. Учебная нагрузка в школе была в пределах нормы, но самостоятельные занятия дома занимали больше времени, чем рекомендуемая продолжительность в неделю. Занятия в кружках и пребывание на воздухе у детей занимали в 2 раза меньше времени, чем предусматривают гигиенические рекомендации. Отдых занимает значительно больше времени за счет просмотров телепередач, компьютерных игр. В 3 раза меньше времени, чем рекомендуется, уходит на чтение книг. Также установлено снижение продолжительности сна.
Заключение. Практически все дети имеют неблагоприятные показатели здоровья, прежде всего неврологического характера. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, а также малое пребывание на открытом воздухе приводит к быстрому истощению нервной системы ребенка. С целью улучшения состояния здоровья необходимо следовать научно обоснованным гигиеническим рекомендациям по организации жизнедеятельности подростков.
Ключевые слова: состояние здоровья школьников; скрининг-анкетирование; удовлетворенность; рациональный режим дня.
2019 год, выпуск №4
Оригинальное исследование
Читать статью (pdf) →
DOI: 10.23888/HMJ201974583-588
Для цитирования:
Стунеева Г.И., Казаева О.В. Оценка состояния здоровья школьников по данным анкетирования // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2019. Т. 7, №4. С. 583-588. doi:10.23888/HMJ201974583-588
Stuneeva GI, Kazaeva OV. Assessment of health state of schoolchildren using questionnaire. Science of the young (Eruditio Juvenium). 2019;7(4):583-8. doi:10.23888/HMJ201974583-588