ГлавнаяАрхив2018 год, выпуск №4 → ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ

Е.С. Овчаренко, В.В. Фефелова, Э.В. Каспаров, Т.П. Колоскова, О.В. Смирнова
_____________________________________________________________________________ 

НИИ медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН, Красноярск,
Российская Федерация
_____________________________________________________________________________

Обоснование. Исследование проблемы умственной отсталости является актуальной задачей в связи со стабильно высоким показателем распространённости данной патологии. У детей с умственной отсталостью снижены возможности социальной адаптации. Одним из информативных методов оценки адаптационно-приспособительных возможностей организма ребенка является исследование деятельности вегетативной нервной системы.
Цель. Изучить особенности функционирования вегетативной нервной системы у детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в доме-интернате.
Материалы и методы. Обследовано 105 детей младшего школьного возраста. Из них 18 детей с умственной отсталостью, воспитывались в доме-интернате. В контрольную группу были включены 87 интеллектуально здоровых детей того же возраста, воспитывающихся в семье. Деятельность вегетативной нервной системы оценивалась методом кардиоинтервалографии, с последующим определением спектральных, геометрических и временных параметров.
Результаты. Было установлено, что в покое все показатели вегетативной регуляции не отличались в сравниваемых группах. Но при функциональной нагрузочной пробе у детей с умственной отсталостью были выявлены достоверно более высокие показатели, характеризующие парасимпатическое звено вегетативной регуляции. В то время как параметры, характеризующие симпатическую регуляцию, значение которой обычно нарастает при нагрузочной пробе, были значительно снижены у детей с умственной отсталостью по сравнению с контрольной группой.
Заключение. Полученные данные функционирования вегетативной нервной системы свидетельствует о несоответствии функциональной реакции организма детей с умственной отсталостью при предъявляемой им нагрузке. Одним из факторов, определяющим особенности функционирования вегетативной нервной системы у детей с умственной отсталостью, может быть влияние разносторонней депривации, обязательно испытываемой детьми в интернатных учреждений. Применения метода кардиоинтервалографии можно рекомендовать в качестве дополнительного контроля состояния функциональных возможностей у детей-сирот с умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях дома-интерната.
Ключевые слова: умственная отсталость, вегетативная нервная система, дети-сироты, депривация.

2018 год, выпуск №4
Оригинальное исследование
Читать статью (pdf) →
DOI: 10.23888/HMJ201864532-538
Для цитирования: Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Особенности вегетативной регуляции у детей-сирот с умственной отсталостью, воспитывающихся в доме-интернате // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2018. Т. 6, №4. С. 532-538. doi:10.23888/HMJ201864532-538
Ovcharenko ES, Fefelova VV, Kasparov EW, Koloskova TP, Smirnova OV. Characteristics of vegetative regulation in mentally retarded orphan children living in a boarding-house. Science of the young (Eruditi