С.В. СЕМЁНОВА
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, ул. Высоковольная, 9, 390026, г. Рязань, Российская Федерация
В статье рассматриваются классификация и ассортимент дополнительных услуг, предоставляемых фармацевтическими организациями, исследование методов оценки их эффективности. Дополнительные услуги, являясь элементами социально-этического маркетинга, предоставляются населению с целью повышения конкурентоспособности фармацевтической организации, создания положительного образа, формирования постоянной клиентуры. Услуги могут осуществляться на безвозмездной основе или быть платными. Цель использования дополнительных услуг – способствовать повышению качества фармацевтической помощи, оказываемой в фармацевтических организациях в процессе обеспечения населения товарами аптечного ассортимента. Дополнительные услуги можно классифицировать на следующие группы: фармацевтические, медицинские, оздоровительные и потребительские. Целью исследования являлось изучение ассортимента дополнительных услуг, предоставляемых аптечными организациями, определение параметров оценки их эффективности, изучение мнения фармацевтических работников о необходимости введения дополнительных услуг в фармацевтических организациях. Применялись методы: социологические, контент-анализ. В исследовании участвовали фармацевтические организации, расположенные в поликлинике, в спальном районе, в торговом центре, на пути транспортного/пешеходного потока. Аптеки были распределены на следующие категории: одиночная аптека, аптека, принадлежащая региональной сети, межрегиональной, федеральной. В результате проведенного исследования было выявлено, что в аптеках преимущественно оказываются потребительские услуги: индивидуальный заказ лекарственных средств, возможность оплаты банковской картой, система скидок, справочная служба о наличии лекарственных средств. Реже в аптеках предоставляются такие услуги как индивидуальный подбор очков, консультация врача, доставка лекарственных средств на дом, наличие автостоянки, измерение уровня глюкозы в крови. Дополнительные услуги способствуют увеличению среднего чека и товарооборота. Эффективность введения дополнительных услуг оценивается, главным образом, по увеличению суммы транзакции и товарообороту, реже – по увеличению количества чеков и по снижению товарных запасов Дополнительные услуги чаще предоставляются аптеками, принадлежащими федеральным сетям, расположенным на пути транспортного/пешеходного потока. Ключевые слова: фармацевтические организации, дополнительные услуги, эффективность, транзакции, конкурентоспособность
2017 год, выпуск №2
Фармацевтические науки
Читать статью (pdf) →
DOI:
Для цитирования: